Уже зарегистрированы

Забыли пароль?

Еще не зарегистрированы?


Разработка концепции ресторанного заведения

Разработка концепции ресторанного заведенияРазрабатывая концепцию ресторана, следует четко представлять, какое заведение хочет иметь его хозяин и для кого он хочет его открыть. Эти две ключевые пози­ции и определят будущее ресторанного заведения.
Можно сделать упор на оригинальную кухню, при­гласив на работу высококлассного шеф-повара, можно создать неповторимую обстановку, воспользовавшись проектом модного дизайнера. Только не стоит забывать, что любая идея должна быть хорошо продумана, а глав­ное просчитана.
Концепция ресторана включает в себя все составля­ющие деятельности предприятия:  
  • выбор типа заведения;
  • клиентская база;
  • месторасположение заведения;
  • PR и продвижение заведения;
  • выбор кухни;
  • качество и уровень продуктов и блюд;
  • тип обслуживания;
  • программа по привлечению клиентов;
  • технология производственных процессов;
  • кадровая политика предприятия.
 Все позиции должны быть проработаны и просчи­таны, упустить ничего нельзя. Следует помнить, что кон­цепция заведения — это единое целое, все разделы вза­имоувязаны. Нельзя выбрать месторасположение без учета потенциальных клиентов, определение типа рес­торана будет зависеть от его месторасположения и т.д. Главное, чем следует руководствоваться при выборе того или иного решения — успешное функционирование ресторанного заведения, которое должно приносить по­стоянную прибыль.

Тип заведения. Определиться с выбором заведе­ния поможет анализ рынка ресторанных услуг. А он по­казывает, что на пике популярности сейчас находятся небольшие заведения, предлагающие разнообразие недо­рогих, но изысканных блюд и десертов. Это кофейни, пиц­церии, кондитерские, кафе, рестораны быстрого обслужи­вания и т.д.

Клиентская база — одна из самых важных со­ставляющих успешной работы будущего заведения.
Оценивать потребителей следует по трем основным направлениям:
  • социально-экономическое (образование, уровень дохода, процент работающих);
  • географическое (традиции конкретного района, «спальные» районы, районы с большой концентрацией офисных зданий, престижные жилые комплексы);
  • демографическое (пол, возраст, количество чле­нов семьи, наличие детей).
Месторасположение заведения напрямую связа­но с категорией потенциальных клиентов и типом заве­дения.
Рестораны быстрого обслуживания наиболее «место-зависимые». Бистро, fast-food, пиццерии целесообразно раз­мещать ближе к вокзалам, торговым центрам, станциям метро, офисам, т.е. к местам большого скопления людей.
Элитные рестораны менее зависимы от местораспо­ложения. Например, заведение с эксклюзивной или на­циональной кухней может быть и не в центре, состоя­тельные клиенты доберутся туда на своих машинах. И все же центр города был и остается наилучшим местом для ресторанного заведения любого класса и формата.

Реклама и продвижение. Открыть новое ресто­ранное заведение, а тем более привлечь посетителей без грамотно организованной рекламы невозможно. Сейчас имеется много инструментов для проведения рекламных мероприятий: радио, пресса, Интернет, телевидение. Ин­формация должна идти по всем направлениям. Безого­ворочно закрепило успех тесное взаимодействие с раз­личными радиостанциями. Удачный вариант привлече­ния клиентов — конкурсы, проводимые в прямом эфи­ре. Приз победителю — скидка в ресторане или кафе, бесплатный десерт, дисконтная карта заведения и т.д.
Для элитного ресторана правилом хорошего тона является наличие сайта в Интернете, где размещается информация о новых разработках меню, возможных скид­ках, о предстоящих праздниках и т.д.
Размещая ту или иную информацию о своем заведе­нии, следует помнить, что она должна быть адресная. К примеру, желая привлечь клиентов со средним и высо­ким доходом, имеет смысл поместить рекламное объяв­ление в специализированном издании, предназначенном бизнесменам.
 
Выбор кухни. Тематическая направленность рес­торана напрямую зависит от кухни. При решении этого вопроса стоит ознакомиться с исследованиями профес­сионалов. Термин «модная кухня» существует не только на бумаге, это реальность и с ней нельзя не считаться. Кроме того, надо учитывать, что привязка к строгой на­правленности блюд отразится и на названии заведения. Особенно тщательно нужно подходить к разработке кон­цепции национальной кухни. Здесь без мониторинга кли­ентуры просто не обойтись.
Прошло время, когда блюда из морепродуктов были редкостью и присутствовали в меню только дорогих ре­сторанов. Японская кухня также перестала быть недоступной. Все говорит о том, что мода на кулинарные изыс­ки очень переменчива, и вряд ли стоит рассчитывать, что национальная кухня, пусть даже самая экзотическая, обес­печит постоянный поток клиентов. Более удачным ша­гом будет выбор демократичного меню с включением как снискавших известность популярных блюд, так и эк­зотических.

Качество и уровень продуктов и блюд зависят от поставщиков, технологии приготовления, профессио­нализма работников пищеблока.
Работа с постоянными поставщиками имеет свои плюсы: скидки при оптовых закупках, возможность по­этапного исполнения заказа, безналичный расчет круп­ных поставок и т.д. Небольшие заведения с сезонным обновлением блюд могут часть продуктов самостоятель­но закупать на рынке. В любом случае, для всей этой работы в штате должен быть предусмотрен менеджер по коммерческой деятельности.

Тип обслуживания. Он зависит от количества персонала, предусмотренного кадровой политикой. При минимальном количестве официантов имеет смысл вне­дрить частичное самообслуживание. Эта форма удобн а для заведений, нацеленных на работу в дневное время, и на массовое обслуживание. Эффективность работы та­ких заведений должна обеспечиваться их расположени­ем — в месте скопления большого количества людей: торговые и бизнес-центры, вокзалы.
Рестораны типа «люкс» работают только с полным обслуживанием посетителей штатом официантов.

Программа по привлечению клиентов — один из ключевых моментов всей концепции заведения. Нет клиентов — бизнес не спасет ни искусный шеф-повар, ни дорогой интерьер, ни завидное расположение в пре­стижном месте города. Работа с клиентами должна вес­тись постоянно, включать новые формы и меняться в зависимости от результата проведенных мероприятий. Нет плохих клиентов, есть плохие продавцы услуг. Изу­чение психологии клиента поможет успешному функци­онированию заведения.

Технология производственных процессов за­висит от размера производственных помещений, выбора кухни и типа обслуживания.
При подборе помещения для ресторанного заведе­ния придется делать выбор: разместить кухонные блоки в полном объеме или расширить зал для посетителей. В элитном ресторане экономить на производственных пло­щадях нельзя, создавать кулинарные шедевры из полу­фабрикатов не получится. А вот для заведения быстро­го питания такой вариант возможен.
В большинстве случаев для открытия ресторана ис­пользуются существующие помещения, которые ранее служили иным целям, т.е. предстоит реконструкция.
Прежде чем окончательно определиться с покупкой оборудования, стоит внимательно изучить прейскуран­ты и ассортимент фирм-производителей. Оборудование — одна из самых затратных статей в ресторанном биз­несе, но экономить надо разумно. Оборудование должно работать долго и с максимальной нагрузкой.
Покупать оборудование для ресторанного заведения следует у фирм, которые профессионально занимаются этим бизнесом. Такие фирмы имеют мощную техничес­кую базу, высококлассных специалистов в сервисной службе. Они быстро и оперативно решат все проблемы, связанные с оборудованием. После окончания гарантий­ного, можно рассчитывать и на постсервисное обслужи­вание с их участием.

Кадровая политика по значимости сродни про­грамме привлечения клиентов. Именно сотрудники за­ведения будут исполнителями этой программы. И на­сколько они преуспеют, зависит успешное существова­ние заведения на рынке ресторанных услуг.

Концепция ресторана — это прежде всего идея, про­думанная, просчитанная до мелочей. Но как бы тщатель­но ни были выверены финансовые расчеты, без творчес­кой фантазии не обойтись. Следует всегда помнить о клиентах, для которых, в общем-то, все и затевается.
Заведение любого формата — кофейня ли, пивная, бар и т.д. — должно иметь неповторимый имидж, свое лицо, свою, назовем ее так, «изюминку». Это и безоши­бочный выбор названия, и выверенный логотип; рабочая форма персонала и особый стиль обслуживания.

Все это коллективные поиски и находки, работаю­щие на общий успех. И каждый заинтересован в том, чтобы успех был значительным. В том числе, в матери­альном эквиваленте.


03.04.2007

Раздел: Ресторанный бизнес


Еще статьи

17.09.2010
Автоматизация ресторанного бизнеса
16.08.2010
Особенности современного пивного ресторана
14.03.2010
Званый ужин или что нужно знать о банкете


Наши партнеры