Уже зарегистрированы

Забыли пароль?

Еще не зарегистрированы?


Абсент

Абсент

Прошло немало времени с тех пор, как кто-то определил расхожую формулу трёх ССС (coffee, cognac & cigar). Некоторые пошли ещё дальше, растиражировав богемный образ жизни прибавлением к классическим ССС ещё ССС (chocolate, champagne & caviar).

Настало время осмысления и ломки знакомых стереотипов. Глубоко убеждён, что как бы не были устойчивы в общественном сознании некие нормы и правила, всегда найдутся чудаки (в хорошем смысле!), которые идут своей дорогой. Им не нужно сверять свои хронометры с теми, кто называет себя элитой с гламурным душком. Бездумное следование нормам и правилам не всегда отвечает истинным потребностям души. Им, чудакам и экспериментаторам, интересен не статичный образ, а его сравнение с другими ипостасями Бытия. Подобно искателям диковинных земель, их натура требует новых неизведанных ощущений. А почему бы не попробовать сигару с тёмным крепким пивом? Или с абсентом? А может с граппой?

Вполне допуская, что сочетание может и не удаться, Вы как первооткрыватель прислушиваетесь к своим ощущениям, напрягая все фибры своей души. И ведь даже получив отрицательный опыт, остановиться очень сложно.

В этой рубрике мы будем делиться с Вами материалами о напитках, которые с большей или меньшей долей вероятности, можно отнести к сигарным парам. Не мудрствуя лукаво, начнём по алфавиту: абсент, арманьяк, бренди и т.д. Первый в этом списке – самый молодой из алкогольных напитков мира (ему чуть больше 200 лет) и уж точно самый скандальный и эпатажный. Это – эликсир доктора Ординера.
Своим появлением на свет абсент обязан Великой Французской революции. 1789 год. Сотни, если не тысячи политэмигрантов со всей Франции вынуждены были бежать, чтобы не почувствовать на своей шее холодное прикосновение гильотины. Среди монархистов был и доктор Пьер Ординер. Он поселился в небольшой швейцарской деревушке Куве.

Горная Швейцария представляла большой интерес для доктора своей растительностью. Во время одной из своих ежедневных конных прогулок, доктор обратил внимание на полынь. Как раз накануне он читал об использовании полыни в медицинских целях римскими врачами. Свойства растения очень заинтересовали мсье Ординера. Соединяя спиртовые вытяжки из полыни, иссопа, фенхеля, петрушки, шпината, аниса и ещё около 30-ти компонентов, доктор создал универсальное лекарство от несварения желудка, недомогания, простуды.

На календаре был 1792 год. Семидесятиградусное (иначе невозможно удержать все эфирные масла) лекарство стало очень популярным среди местного населения, которое назвало этот эликсир «Зелёной феей». Не понятно как доктор позволил украсть рецепт своего напитка, только истории хорошо известно, что задолго до смерти доктора майор Дюбье купил рецепт у сестёр Энрио. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно – одного из основателей компании «Перно Рикар». Зять майора поставил производство абсента на широкую ногу. В процессе производства использовались старые «дедовские» способы. Полынь и другие компоненты заливались виноградным спиртом и оставлялись на ночь в емкости с подогревом. Затем добавляли воду и перегоняли. Чуть меньше половины дистиллята снова настаивали на травах, лимонной корке и других ингредиентах, фильтровали, смешивали с остатком. Напиток был изумрудного цвета (из-за хлорофилла растений) и горьким на вкус.

В последующие 30 лет абсент всё ещё воспринимали как лекарство, до тех пор, пока Франция не начала свои колониальные войны на севере Африки. Поначалу - это было средство для дезинфекции воды, но позднее солдаты распробовали напиток и он стал популярен в среде военных. Пристрастие к абсенту в Алжире привело к тому, что вопреки заветам Корана, его стал попивать и местный люд. Франция застряла в пустынях Африки почти на полвека. Возвращающиеся с войны ветераны везли на Родину этнические фенечки и свой сложившийся уклад жизни, частью которого был абсент. В парижских кафешантанах всё чаще стали появляться смуглые, «копченые» африканским солнцем дембеля, пьющие на бульварах абсент.

Добропорядочные буржуа быстро переняли эту привычку и вскоре стаканчик абсента для аппетита стал нормой для аристократической публики. Был даже учреждён особый момент для этого – l’heure verte, «зелёный час», который длился с пяти до семи вечера. Так, сами того не подозревая, вояки и буржуа выпустили джина из бутылки. К этому времени в городишке Понтарлье во всю мощь работали 25 заводов по производству абсента.

Эпидемия филлоксеры (виноградной тли) сделала вино баснословно дорогим удовольствием, а абсент, напротив, дешевел. Всё чаще среди любителей «зелёной феи» встречались маргиналы из рабочих кварталов и творческая тусовка Монмартра и всё реже аристократы. Став популярным и известным, абсент потерял реноме изысканного напитка, зато приобрёл очарование избранной порочности. Негласный этикет во время «зелёного часа» предполагал лишь один стаканчик с абсентом, и, человек, заказывающий второй, выглядел эпатажно. Чтобы избежать этого, надо было в течение часа феи посетить несколько заведений. Теперь вид человека, набравшегося абсентом, никого не удивлял, а время «зелёного часа» растянулось далеко за полночь.

Особенно пришёлся по вкусу абсент завсегдатаям Монмартра: непризнанным музыкантам, поэтам, художникам, литераторам и критикам. Декаданский культ упадка и порочности, красоты и смерти обзавёлся новым «зеленоглазым» вдохновителем муз – абсентом. Он стал профессиональным напитком «гениев» всех мастей. Париж в то время был помешан на томных морфиевых и кокаиновых фантазиях. Его буквально наводнили дурманящие вещества. Клубника в эфире – была десертом number one, лучшие ювелиры предлагали своим клиентам серебряные и золотые шприцы. Абсент дурманил не хуже опия и кокаина и всё чаще стал называться «омнибусом в Шарантон» (там находилась психиатрическая клиника).

Парижские медики забили тревогу, по их мнению, абсентизм развивается после одного года постоянного контакта с «зеленой феей». Главными проявлениями хронического абсентизма являлись: зависимость от напитка, дрожащие руки, галлюцинации, помутненный взгляд. У некоторых наблюдалась мания преследования или начинались конвульсии, заканчивающиеся параличом.

Всё это производило впечатление на публику. Количество пьющих абсент не только не уменьшалось, но и вырастало в геометрической пропорции. Абсент приобрёл славу сатанинского напитка, приобщение к которому смешивалось с ужасом. Главным компонентом, попавшим под прицел критики, стал не алкоголь, уровень которого в абсенте тех лет доходил до75%, а туйон. Кроме полыни туйон содержится в пижме, шалфее, восточной туе, от которой он и получил своё название. Механизм воздействия туйона на организм, несмотря на многочисленные исследования, до конца не изучен и по сей день. Именно туйону приписывали состояние необычной эйфории и лёгких галлюцинаций, о которых говорили почти все любители абсента.

Знаменитые любители абсента страдали психическими заболеваниями, и многие из них побывали в сумасшедшем доме. У одних (как у Ван Гога) были наследственные психические отклонения, у других (как у Верлена, Тулуз-Лотрека, Уайльда) - склонность к алкоголизму, симптомы которого во многом схожи с абсентизмом. Абсент лишь запускал механизмы печальных процессов. Прибавьте к этому тот факт, что многие марки абсента делались из технического спирта, а для придания изумрудного цвета производители подпольного абсента добавляли в него сульфат меди, сурьму, индиго, куркуму, анилиновую зелень.

Тут бы остаться в живых, а не то что в своём уме. 11 августа 1901 года на фабрике Перно в Портарле произошло событие, которое «напророчило» судьбу абсента на долгие годы, а мистики могли бы принять за волю провидения. В один из корпусов ударила молния. Алкоголя было так много, что на тушение пожара ушло несколько дней. Бутылки плавились и взрывались до тех пор, пока на фабрике не закончились все запасы. Молнии общественного мнения поразили абсент спустя четыре года. Антиабсентная компания стартовала в Швейцарии в связи с весьма трагическими событиями.

В августе 1905 года тридцатилетний швейцарский крестьянин Жан Ланфре, придя с работы, достал из шкафа армейскую винтовку и прострелил голову своей беременной жене. На шум прибежала его четырёхлетняя дочь Роз – он застрелил и её. Войдя в соседнюю комнату, где в колыбели спала его младшая дочь Бланш - он пристрелил и её. Затем Ланфре попытался застрелиться сам, но неудачно, и, пошатываясь, вышел во двор, где упал и заснул, обнимая мёртвую Бланш. Полиция начала расследование и установила, что Ланфре был известным запойным пьяницей в деревне. А в день убийства выпил два стакана абсента до работы, рюмку мятного ликёра, рюмку коньяка и шесть бокалов вина за обедом, стакан вина перед уходом домой, кофе с бренди и литр вина уже дома. Но главным «подозреваемым» стал абсент. По крайней мере, так решили жители окрестных деревень, которые подали заявку властям о запрещении абсента в Швейцарии. Как ни удивительно, власти просьбу выполнили.
Вслед за Швейцарией, абсент стал персоной нон грата в Бельгии, Испании, Италии и США. Франция продержалась до 1915 года. Последней чертой, отделяющей абсент от исторического небытия, стала Первая мировая война. Нация хронических абсентистов выглядела жалко на фоне воинственных немцев. Германия объявила войну в августе 1914 года, а убедить парламент в необходимости запрета абсента министру обороны удалось лишь спустя полгода, когда проблемы на фронте стали очевидны.

Так закончилась эра абсента – эра кафешантанов Монмартра и безумных гениев. Рецепты забылись, но призрак абсента продолжал бродить по Европе. Возрождение великого и ужасного абсента произошло в Чехии, в местечке с подходящим названием Богемия в 1987 году. Правда «зелёная фея» стала другой. В напитке стало меньше аниса, он не мутнел при контакте с водой и в ритуале подачи появился огонь. И самое главное – Европейский союз практически лишил напиток самого зловещего компонента – туйона. Теперь содержание туйона не должно превышать 10 мг на литр, тогда когда во времена Ван Гога и Тулуз-Лотрека содержание туйона редко было меньше 100 мг на литр, а в основном 200 и больше.

Всё происходящее с абсентом сегодня – игра в декаданс, и вряд ли кому-то удастся почувствовать себя гениальным Ван Гогом после одного-другого стаканчика абсента. А все убеждения производителей о наркотическом эффекте, не более чем рекламный ход. Алкоголь проходит обязательное тестирование, и если бы в абсенте нашли хотя бы намек на его волшебные способности вызывать «зелёную фею», его немедленно бы запретили, а у производителей возникли бы серьёзные проблемы с законом. Поэтому нынешний абсент имеет такое же отношение к «тому самому» абсенту, как кока кола к кокаину.

Сегодня насчитывается с десяток марок абсента. Легально его производят в Чехии, Швейцарии, Испании. В России в подмосковных Мытищах изготавливают абсент «Вкус истории» из чешского сырья и марку «Van Gogh». Одним из лучших считается абсент под маркой «King of Spirit», опять же чешского производства.

Для приготовления абсента используется несколько способов. Горячий и холодный. На расширяющийся кверху стакан из толстого стекла кладут специальную ложку с кусочком сахара, через который льют тоненькой струйкой ледяную воду. Вода пропитывается сахаром, попадает в стакан с абсентом, который белеет, становится матовым, мерцающим – вода нарушает баланс спирта и травяного экстракта, а эфирные масла выпадают в осадок в виде коллоидной взвеси. В Чехии предпочитают погорячее. На пустой стакан кладут нагретую ложку с сахаром, через которую льют абсент. Получается смесь из сахара и теплого абсента. Мой личный рецепт проще и вкуснее всех вышепредложенных. Абсент, как напиток, требует много льда и сахара. Я готовлю его следующим образом: в стакан кладётся мелко колотый лёд на 23 объёма, прямо на лёд выливается примерно 15 от объёма стакана часть абсента, 35 – заранее приготовленный сироп из тростникового сахара и 15 – свежеприготовленного сока лимона или лайма. Лёд тает и даёт холодную влагу, разбавляя абсент, сахар смягчает и оттеняет горчинку абсента, а сок лимона «прячет» чрезмерный вкус алкоголя. В таком виде можно выпить очень много абсента, будьте осторожны!

И лучше не мешать абсент с другим алкоголем, потому что состояние опьянения от абсента действительно интересно, во-первых, оно по времени дольше, чем скажем от текилы или виски; во-вторых, ощущения обостряются очень необычно. Под другим алкоголем этого нет, но с оговоркой, такие ощущения появляются только от хорошего абсента, а не его коктейльных аналогов. Есть абсолютно уникальный способ, с ним меня познакомил один мой хороший знакомый. Называется это «Глубинный глоток». Абсент необходимо предварительно положить в морозильную камеру на несколько часов. Затем наливаете в рюмку или шот 40 грамм абсента, выпиваете залпом этот ледяной абсент, запиваете несколькими глотками негазированной воды или сока. Эффект наступает в зависимости от заполненности желудка через 2-10 минут. Ощущения незабываемые! Но во всём надо знать меру, не советую выпивать за вечер более 100 грамм чистого абсента (в переводе на водку – это примерно 350 грамм).
И напоследок, Оскар Уайльд в последние дни своей жизни успел сказать забавные слова, посвященные абсенту: «После первого стакана ты видишь вещи такими, какими тебе хочется. После второго ты видишь их такими, какими они и не были. Наконец, ты видишь их такими, какие они есть на самом деле». А в последние часы своей недолгой жизни он встретил одну свою знакомую, которой изрек следующее: «Мои обои и я бьемся не на жизнь, а на смерть. Кому-то из нас придется уйти». Обои остались.

По материалам журнала «Cigar Clan»


21.03.2007

Раздел: Бар


Еще статьи

07.09.2010
Рабочий день с чашки кофе
02.10.2009
Как виски покорял мир
28.11.2008
Знакомьтесь: итальянское пиво


Наши партнеры